Грузоподъемная цепь
Грузовая цепь — одна из основных составляющих строп. Несмотря на появление большого количества новых материалов, цепи до сих пор пользуются высоким спросом. Они представляют собой гибкие изделия, состоящие из последовательно соединенных жестких звеньев овальной формы, которые располагаются перпендикулярно друг к другу, выполняют роль тяговых, грузовых элементов. Производство соответствующих изделий осуществляется согласно требованиям РД 10-231-98, технических правил устройства, безопасной эксплуатации грузовых ПБ 10-382-00, конструкторской, технологической документации. Независимо от назначения и сферы применения, грузовая цепь должна содержать круглые звенья и иметь коэффициент запаса прочности к нагрузке от 4.
Типы исполнения
Типы грузовых цепей:
- с калибровкой и без;
- пластинчатые, специальные, шарнирные, сварные;
- с короткими и длинными звеньями;
- высокой, повышенной, нормальной прочности.
Все параметры указываются в маркировке — это название, тип, класс качества, калибр конструкции, шаг звена.
Преимущества и недостатки грузовых цепей
Рассмотрим преимущества, которые имеет грузовая цепь:
- Долговечность — срок службы грузовой стропы исчисляется десятками лет.
- Гибкость — поскольку цепные звенья располагаются между собой перпендикулярно, они имеют внушительную подвижность во всех направлениях.
- Стойкость к воздействию агрессивных факторов среды, возможность использования при контакте с открытым огнем, постоянном воздействии высоких температур.
- Ремонтопригодность — все вышедшие из строя отрезки и звенья цепи легко заменяются на аналогичные с применением специальных соединительных колец.
- Есть возможность строповки грузов с острыми кромками без применения дополнительных защитных средств.
Существуют у стандартных грузовых цепей и определенные недостатки. Во-первых, они имеют значительную массу — при равных показателях грузоподъемности она намного больше, чем у текстильных, канатных изделий. Во-вторых, визуально определить дефекты и повреждения конструкций не представляется возможным. Естественный износ со временем неизбежно приводит к разрыву цепи, а когда именно он произойдет, заранее предугадать сложно.
Важно. Правила безопасности предусматривают нормы браковки строп в случае удлинения звеньев на 3% и более от первоначальных размеров при уменьшении диаметра сечения на 10% и более.